•  |   2

    Помимо всего вышеперечисленного, хотелось бы отметить особую важность не только влияния на уже существующих лиц, принимающих решения на государственном уровне и в бизнесе, но и формирования будущих. Широкие возможности для деятельности в этом направлении открываются для членов научного сообщества, работающих со студентами. Из опыта, который можно тиражировать, хотелось бы отметить чтение научно-популярных лекций для широкого круга лиц с различных факультетов с целью формирования у них общих представлений о концепции устойчивого развития, способах и важности  рационального землепользования. В Московском Государственном Университете существуют так называемые межфакультетские курсы, в рамках которых адаптированные версии специальных дисциплин (в том числе посвященных обсуждаемому вопросу) могут прослушать учащиеся любого курса любого факультета (хотя, этот опыт применим только в очень больших университетах).

    Отдельного внимания заслуживает опыт привлечения учащихся к природоохранной деятельности в свободное от учебы время. Мой опыт показывает, что студенты с готовностью подключаются к программам сбора и переработки батареек, например, что не только предотвращает попадание в почву и воду солей тяжелых металлов, но и способствует формированию у учащихся понимания того, что почва – не только количественно, но и качественно ограниченный ресурс. В будущем, когда бывший студент станет чиновником (или министром, или даже президентом соседнего государства), предложения по внедрению технологий устойчивого землепользования найдут у него куда больший отклик.

    В идеале, конечно, надо начинать не со студентов, а со школьников, развивая в них личность, формируя гражданскую идентичность, указывая и помогая отследить ценностные ориентиры с опорой на системно-деятельностный подход к обучению.

     

    Кроме того, определенных успехов можно достичь, участвуя в общественных слушаньях принимаемых законопроектов, взаимодействуя с профильными комиссиями в Государственной Думе и Общественной палате Российской Федерации и регионов (при большом желании можно даже стать их членом). Да, это трудоемко, но вполне реально.

     

    Отдельно хочется отметить, что важно публиковаться не только в научных, но и научно-популярных журналах, а также в бизнес журналах, причем не обязательно по профилю. У них шире аудитория, их читатели часто относятся к числу лиц, принимающих решения (например – главы и топ менеджеры агрохолдингов). Возможно, они и рады бы проинвестировать проекты по сохранению почв на территории, где ведут хозяйственную деятельность, но не знают как или им просто не приходит это в голову. Когда почвоведы последний раз публиковались в аграрном бизнес журнале, например?

     

    Translation of the post of Alexei Belugin:

     

    In addition to the above, it is crucial not only to influence the existing decision makers in the government and business community, but also to shape future decision makers. Here broad opportunities open up to academics dealing with undergraduate students.   As to experience that lends itself to replication, I should mention popular science lectures delivered to a broad audience from different departments; such lectures would help to develop a general understanding of the sustainable development concept, importance of, and approaches to, efficient land management.  The Moscow State University offers the so called cross-department courses where abridged versions of special disciplines (including the issue in question) are taught to students of any year and any department (although this approach can only be used for really big universities). 

     

    Of special note is engaging students in nature conservation efforts outside of academic activities. My experience suggests that students are happy to participate in batteries collection and disposal thus preventing contamination of soil and water with heavy metals salts; this also helps them to understand that soil is a resource that is scares not only in terms of quantity but also in terms of quality. In the future, when a graduate becomes a public official (a minister or perhaps even president of a neighboring state), he/she would be far more likely to embrace proposals to adopt sustainable land management techniques. 

     

    Ideally, we should start not with undergraduates but with school students – develop personalities, shape civic identity, indicate and help to trace values using system-activity approach.

     

    Besides, some success can be achieved thanks to participation in public hearings regarding draft laws to be passed, interaction with relevant committees of the State Duma and Civic Chamber of the Russian Federation and Russian regions (even membership is possible if the desire is great). Yes, this requires a lot of effort but is quite feasible.

     

    I should specifically note that is it crucial to publish articles not only in journals but also in popular science and business magazines – and not necessarily those dealing precisely with the topic. They cater to a broader audience, their readership often includes decision makers (e.g. heads and top managers of agrarian holdings). Perhaps such people might be happy to invest in soil conservation in the areas they operate but they may have no clue as to how, or such possibility never occurred to them. When did soil scientists last publish an article in an agrarian business magazine?

    0
    • Уважаемый Алексей, я поддерживаю Ваши суждения. Я также думаю, что экологическое сознание, экологическая культура, наравне с культурой, образованием, наукой, является категорией - духовной. Полагаю, что экономический кризис по времени решается намного быстрее, чем духовный кризис. Чтобы выйти из духовного кризиса, обществу нужно обновление поколения. А чтобы обновить поколение, необходимо учить молодое поколение начиная с детского сада, школы, вуза и далее процесс должен быть непрерывным.

       

      Translation of the post of Matraim Zhusupov:

       

      Dear Aleksei, I share your views. Also I consider that ecological consciousness, ecological culture, as well as culture, education, and science, belong to a spiritual category. I believe that an economic crisis may be settled much quicker than a spiritual one. To overcome the spiritual crisis, the society needs to raise up a new generation teaching the young people from nursery age through high school and college and further providing a non-stop educational process.

      0
    • Да, одним из важных вопросов является еще, вопрос подготовки и переподготовки научно-производственных кадров – почвоведов и по распространению новых знаний посредством усовершенствования учебного процесса в университетах сельскохозяйственного направления. Имеется необходимость разработки и внедрения новых, современных подходов и идей для изменившей ситуации, из-за глобальных климатических изменений. Я думаю, что самым эффективным методом распространения знаний является сфера подготовки кадров в университетах. К сожалению, во многих университетах, учебные материалы устаревшие. Если дальше продолжать подготовку специалистов, то для выпускников вузов перед началом профессиональной деятельности необходимо провести переподготовку для новых условий и по новым технологиям.

       

      Translation of the post of Matraim Zhusupov:

       

      Yes, one of the important issues is an additional issue of training and retraining of scientific and production staff - soil specialists and dissemination of new knowledge through the improvement of the educational process at agricultural universities. There is a need for the development and introduction of new modern approaches and ideas in a different situation resulting from the global climate change. I think the most effective method of disseminating knowledge is the area of training in universities. Unfortunately, in many universities training materials are obsolete. If this training continues, university graduates prior to the start of their professional carriers need to be retrained to fit new conditions and apply new technologies.

      0